Муътабар Таджибаева- Председатель клуба "Утюрак аёллар" , номенантНобелевской Премии Мира


"Утюрак аёллар" - синмайдилар ! (женщин с пламенным сердцами нельзя сломать!"

Номенант на Нобелевскую премию мира – за решеткой в Узбекистане.
Социальное напряжение в Узбекистане нарастает каждый день. Народ голодает. Близок к отчаянью. Андижанские события не случайны. Режим Каримова не сделал должных выводов, а значит, они повторяться и возможно в большем масштабе. На этом фоне борьба с инакомыслием вышла на новый уровень. Подавляется не только политическая оппозиция, но и гражданская инициатива.
Муътабар Таджибаева – узбекская правозащитница. Она возглавляет правозащитную организацию «Утюраклар», что в переводе с узбекского языка означает «Пламенные сердца». Она одна из первых подвергла критике официальную версию этого трагического события. Теперь она арестована.
Незадолго до событий в Андижане, вначале апреля, Муътабар Таджибаева объявила о создании народного движения «Гражданское общество». Новое общественное объединение в первом же заявлении обратилось к мировой общественности и к средствам массовой информации. Они сообщили, что намерены провести свою первую демонстрацию в Риштанском районе, приграничном Кыргызстану. Власти Узбекистана разогнали эту акцию протеста. Со всех демонстрантов были взяты объяснительные. Их негласно взяли на учет. Муътабар, как организатора удерживали в Областном УВД 10 часов. И все же, участники этой акции смогли обратить внимание властей. Они направили свои требования в органы власти. Была создана специальная комиссия для изучения этих требований. Власти недолго раздумывая, обвинили ее в призыве народа на «вооруженные демонстрации» (формулировка из дела). Не смогли ей простить критику за необъективность освещения политических перемен в Кыргызстане. Узбекское правительство лживо преподносило события в Кыргызстане. «Мы должны брать пример с кыргызских граждан, которые сумели защитить свои права» - выступала она.
Власти сочли факты, которыми располагает Муътабар опасными для существующего режима. Это доказательства о невиновности 23 предпринимателей, осужденных по делу «Акромийя». Их обвинили в разжигании религиозного экстремизма и в подрыве конституционного строя в Узбекистане. Тысячи людей во время судебного процесса выходили с акцией протеста. Муътабар была общественным защитником осужденных. Она обладает фактами, разоблачающими сфабрикованное дело (Дело 23 андижанских предпринимателей). Именно эти документы она собиралась представить на Международной конференции правозащитников в Дублине 12-16 октября 2005 года, что и послужило причиной ее ареста.
Арест Муътабар произошел поздно вечером 7 октября. В дом ворвались 16 сотрудников спецслужб в масках. Представились работниками Ферганского Областного УВД. Произвели обыск. В доме изъяли компьютер, документы и материалы по правозащитной деятельности. К этому делу привлечены опытные следователи-фальсификаторы. Холли Картнер, директор Хьюман Райтс Вотч по Европе и Центральной Азии, - считает, что обвинение против Таджибаевой «дутое», то есть политическое. Власти пытаются это дело перевести в разряд экономических, что выглядит абсурдно для здравомыслящего человека. Цель властей компрометировать правозащитников и все неформальное правозащитное движение в Узбекистане. Поскольку эта общественная прослойка узбекского общества активнее всех подвергает критике действующий режим.
Конфликт с властью. В своей правозащитной деятельности Муътабар добивается исполнения конституционных принципов и международных соглашений в области прав человека. Нападения, угрозы, запугивания и преследования правозащитников стали в Узбекистане нормой. После андижанских событий к этим методам добавились повсеместные «зачистки». Глава наманганской милиции Кулдашев заявил, что если Муътабар появится в городе, то он ее «закроет» по статье уголовного кодекса - посягательства на президента Республики Узбекистан. Ей неоднократно угрожали убийством. Однажды подстроили автокатастрофу. Дважды поджигали ее дом. Более десяти раз ее судили. В день Андижанской трагедии ее задержала милиция, чтобы помешать ей встретиться с родственниками предпринимателей, у которых шел суд в Андижане по делу «Акромийя».
Рано утром у офиса «Пламенных сердец» выстраивается большая очередь. Порой Муътабар ведет себя с властью дерзко, опираясь на поддержку общества, используя опыт профсоюзной деятельности, она добивается результатов. Достаточно вспомнить забастовку рабочих Ферганского нефтеперерабатывающего завода. Они несколько месяцев не получали зарплату. Обратились в Муътабар и она предложила провести акцию протеста. Предприятие остановилось. Люди приступили к работе, когда им выплатили долг.
К представителям неформальных правозащитных организаций в Узбекистане обращаются гораздо чаще, чем к Уполномоченному по правам человека Сайере Рашидовой. Её офис рассматривает не более 5 % заявлений от всех поступивших. На прием к ней попасть крайне трудно. К директору Национального Центра по Правам Человека Акмалю Саидову попасть невозможно. А кому удалось с ним встретиться то остаются подавленными помпезностью интерьера. Этакий маленький царек, судья – вершитель судеб человеческих, лоснящийся и расползающийся по кожаному креслу. Разве способен он снизойти к проблемам простых узбекистанцев?
Муътабар Таджибаева номинант на Нобелевскую премию мира. Инициативная группа по выдвижению претендентов хорошо ознакомились с личностью и деятельностью Мутабар и сочла ее достойной.
Муътабар Таджибаева мужественно держиться и отвергает все обвинения властей, она очень беспокоиться за судьбу своей единственной дочери Махлиё. Муътабар Таджибаева - узница совести!

Освобождена 22 июня 2008 года по амнистии, ныне находиться на излечении, продолджает заниматься правозащитной деятельностью

Hosted by uCoz