Особенности узбекской Фемиды
Как стряпаются дела по религиозному экстремизму.

Особенности узбекской Фемиды или как стряпаются дела по религиозному экстремизму.

Суд над Гайбулло Жалиловым и его трем товарищам, начался в ноябре 2009 года, в городе Карши(областной центр Кашкадарьинской области), где они проживали. Все они обвинялись в религиозном экстремизме и подрыве существующего строя.

На первой заседании суда, подсудимые рассказали о жестоких пытках, из-за которых один из них Файзулло Очилов пытался покончить с собой, изрезав вены.

Несмотря на то, что процесс не был объявлен закрытым, устроители суда сделали все чтобы, происходящее на суде осталось за закрытыми дверями. Первое что сделал судья, запретил участвовать правозащитникам и другим на процессе в качестве наблюдателей. Даже близкие родственники на заседания суда допускались выборочно.

Один из подсудимых, Гайбулло Жалилов, является правозащитником, членом Общества Прав Человека Узбекистана.

Прокурор подсудимым назначил длительные сроки заключения, от 14 до 16 лет. После этого Гайбулла Жалилов, простился со своими близкими и передал им, что он не перенесет такой несправедливости и совершит над собой акт суицида.

Вероятно из этих и других соображений, последнее заседание суда проводился в городе Бухара, подальше от близких и родственников, почти в закрытом виде. Полевой суд приговорил к 9 годам заключения Гайбулло Жалилова, Содикова Уткир к 10 годам, Очилова Файзулло и Юсуф Бобомуродов 7 и 8 годам соответственно.

Читая приговор над этими осужденными, даже невооруженным глазом, можно увидеть что обвинения против них строилась не на конкретных свидетельствах того что эти люди занимались экстремизмом и упаси боже- терроризмом.

Хотя во время суда распускались слухи, якобы их поймали, чуть ли не с поясами шахидов, когда они шли взрывать аэропорт в Карши.

Явное абсурдное обвинения, хотя бы, потому что, взрывать такое здание под руку только тем лицам кто, хоть каким-то образом знаком со взрывотехникой или проходил какие либо курсы по этой дисциплине.

Наверное, поняв абсурдность такого обвинение, устроители судебного процесса не стали развивать это далее.

Да и на самом деле их арестовывали совсем при других обстоятельствах. Например, Жалилов был арестован тогда, когда он возвращался из традиционного обряда, которое проводиться во время мусульманского поста, при свидетельстве его друзей.

В приговоре отмечается то, что все они являются безработными. Их ли это вина? Не прямые ли обязанности государства предоставлять своим налогоплательщикам, за счет которых оно содержится, достойные рабочие места?

Про Жалилова, все кто его знают, в один голос говорят, что он мастер на все руки. Его часто зовут на религиозные или другие национальные обряды как опытного и искусного повара. Остальные тоже не без талантов. Например, Файзулло Очилов играл в футбол в команде мастеров.

Делается особый акцент на то что, они некоторое время находились на заработках в Российской Федерации.

Более трех миллионов(по другим источникам это цифра превышает 5 млн.) взрослого населения Узбекистана, зарабатывает свой кусок хлеба за пределами Узбекистана. 60 % населения Узбекистана не умирает от голода, строят дома, справляют свадьбы, отправляют детей на учебу только потому что, гастарбайтеры посылают заработанные деньги своим близким и родственникам. Даже государство получает свою часть прибыли от этого, хотя б за счет банковских денежных переводов, не говоря о том, что гастарбайтеры освобождают государство от многих обязательств перед своим народом. А сколько за счет этого нагреваются коррупционные чиновники и блюстители порядка, это уже особенный разговор.

Приобщая и анализируя процессы над так называемыми «религиозными экстремистами», можно прийти к выводу что, многие эти процессы надуманные. Обвинений строятся на нереальных и конкретных свидетельствах. Многие признания выбиваются силой и под пытками. Следователя раздувают обвинения, «высасывают их из пальца» или делают «из мухи слона». Всячески стараются чтобы их заметили, тем более во многих случаях это дела являются заказными делами спецслужб.

Большинство обвиняемых являются обыкновенными верующими мусульманами, которые считают чтение намаз своим долгом перед Аллахом, а мечеть местом приобщения к духовному миру ислама. Они мало разбираются в разнице официально-традиционного ислама от радикально-экстремисткого.

Всех их можно отнести в худшем случае в класс заблуждающих. В светских государствах к таким применяется более гуманные меры воздействия или методы воспитания, чем длительные заключения, для устрашения остальных.

Сохранение не популярной и слабой власти, требует идеологическую «ширму» для прекрытия. Борьба с угрозой религиозного экстремизма и терроризма, вот уже на протяжении многих лет для властей Узбекистана, является таковой «ширмой». Эта «ширма» ограждает глас и туманит ум народа, от настоящих бед и проблем, с которыми правительство, не может или не хочет бороться.

Это в первую очередь:
- Социально-экономические. Экономический кризис, в которое правительство погрязло с самого начало Независимости. Что можно говорить об экономических победах и успехах, если до сих пор в стране существует черный рынок валюты. Узбекский сум является неконвертируемой(Соседний, относительно небольшой Киргызстан, уже давно имеет конвертируемую валюту- киргыский сом). В стране существует безработица огромных размеров, которая всячески скрывается и не признается властями. В сельском хозяйстве, где заняты 70% населения, реформы проводимые властями привели к тому, что большинство дехкан превратились в наемных работников. Хозяевами земельных участков стали во многих случаях люди далекие от земли. Они не представляют и не понимают проблем сельского хозяйства. Большинство этих «хозяев» являются, крупными чиновниками или представителями силовых структур. Они являются «слепыми» исполнителями директив сверху, не забывая о том, как наполнить свои карманы. В сельском хозяйстве до сих пор существует госзаказ хлопка и зерновых культур. Огромное количество сельского населения пополняют ряды «гастарбайтеров».

- Коррупция. Узбекистан по уровню коррупции занимает одно из первых мест в Мировом Сообществе. Почти все продается и покупается. Коррупция поглотила все уровни власти и жизни общества.

Основной опорой такой власти, является огромный несоразмерный штат правоохранительных органов, спецслужб и других силовых структур. Узбекистан превратился в самое большое «полицейское» государство не только в регионе Центральной Азии, но и в мире. По этому показателю на душу населения, страна занимает первые позиции в мире. Правительство, оберегая свою безопасность, делает акцент на количество, забывая при этом про качество и другие вытекающие из этого негативные явления.

Усилиями этих структур поддерживается, муссируется и раздувается миф об угрозе исламского экстремизма и терроризма. Так как они все время должны доказывать свою востребованность и значимость. И поэтому почти все судебные процессы проходят закрытыми и тайными. К ним не подпускают ни государственные СМИ, ни другие. Создаются разного рода давления на независимых правозащитников, адвокатов и даже на родственников и близких осуждаемых.

Параллельно в стране расцветает культ сотрудников силовых структур. Каждый двадцатый узбекистанец, является штатным сотрудником правоохранительных органов или комитета национальной безопасности. У любого узбекистанца несколько родственников и близких работают в этих структурах. Девять из десяти молодых узбеков окончивших школу или колледж мечтает «работать» в этих структурах. Мечтают, не потому что рвутся защищать государственную собственность, интересы государства или народа. Это стало самым простым путем для личного обогащения или, в крайнем случае, надежного и стабильного заработка. Но это не значит, что в этих структурах не осталось честных и порядочных сотрудников.

Так откуда в таких условиях взяться экстремистам и террористам…?


P.s. «Война» против религиозного экстремизма и терроризма продолжает набирает обороты.
Последние сообщения из независимых источников:
- В следственном управлении Ташкентского УВД закончено следствие по делу бывшего заместителя главного редактора газеты «Чемпион» и спортивного обозревателя Хайрулло Хамидова. По данному уголовному делу проходят всего 22 обвиняемых жителей г. Ташкент, Ташкентской и Сырдарьинской областей. Обвинение строиться на религиозных мотивах.

- В городе Чирчик Ташкентской области проводится тайный и закрытый судебный процесс в городском суде по уголовным делам над 15-ти подсудимыми обвиняющихся в покушении летом 2009 года на имам-хатиба г. Ташкента Анвар-кори Турсунова и убийства полковника милиции, начальника отдела «по борьбе с терроризмом» МВД РУ Хасана Асадова. По другим источникам в этом городе арестовано 80 человек по религиозным мотивам.

- В Сырдарьинской области проходит тайный суд над 67 последователями ислама.

- В Пахтакорском районе Джиззахской области проходит закрытый суд над 24 религиозниками…

Бахадыр Намазов независимый журналист-правозащитник.
21 февраля 2010 года, Ташкент

Hosted by uCoz